Саврасов А.К.

  • Грачи прилетели. 1879

    Грачи прилетели. 1879

  • Гроза. 1856
  • Весна. 1870-е

    Весна. 1870-е

  • Зимний пейзаж. Москва. 1873

    Зимний пейзаж. Москва. 1873

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Распутица. 1894

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Распутица. 1894

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Зима. 1873

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Зима. 1873

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: В парке. 1858

    Алексей Кондратьевич Саврасов: В парке. 1858

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Радуга. 1875

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Радуга. 1875

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Рожь 2. 1881

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Рожь 2. 1881

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Рожь 2. 1881

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Рожь 2. 1881

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Дорога в лесу. 1871

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Дорога в лесу. 1871

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872

  • Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851

    Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Сельский вид. 1867

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Сельский вид. 1867

  • Саврасов: Озеро в горах Швейцарии. 1866

    Саврасов: Озеро в горах Швейцарии. 1866

  • Пейзаж с сосной. 1854;

    Пейзаж с сосной. 1854;

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Швейцарский вид. 1862

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Швейцарский вид. 1862

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Деревня зимой. 1880-1890-е

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Деревня зимой. 1880-1890-е

  • Пейзаж с избушкой. 1866

    Пейзаж с избушкой. 1866

  • Алексей Кондратьевич Саврасов: Ель. 1850-е

    Алексей Кондратьевич Саврасов: Ель. 1850-е

  • Пейзаж с избушкой. 1860-е

    Пейзаж с избушкой. 1860-е





Саврасов Алексей Кондратьевич ( 1830-1897)


12 мая 1830 года в семье успешного торговца галантерейными товарами и купца второй гильдии Кондратия Артемьевича Соврасова родился сын Алексей, которому было суждено стать одним из главных основателей русской пейзажной школы.Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

Нигде не обучаясь, мальчик к двенадцати годам самостоятельно научился весьма неплохо рисовать, писал акварелью и гуашью модные в то время простенькие романтические сценки. Что-то вроде различных вариантов «извержения Везувия» или «морские бури», которые затем за бесценок раскупали уличные лотошники, впоследствии их перепродававшие.

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса.

С самого начала Саврасову необычайно повезло с педагогом. Мало того, что именно благодаря Рабусу он вернулся к обучению живописи, так ещё высокообразованный учитель смог дать юному художнику массу бесценных знаний, вовсе не предусмотренных программой училища.

Карл Рабус обучал своих студентов технике рисунка и живописи, а также знакомил их с азами эстетики и теории красок, опираясь на трактаты Иоганна Вольфганга Гёте и самого Леонардо да Винчи. Его воспитанники не просто изучали и копировали лучшие образцы классического европейского изобразительного искусства, но и очень много времени посвящали работе с натурой. Рабус постоянно повторял своим ученикам, что самое важное для хорошего пейзажиста - уметь «видеть» (чувствовать) природу. Обладая незаурядным даром убеждения, педагог старался приобщить начинающих художников к пониманию высоких задач искусства вообще, и живописи в частности.

Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».


В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871).


Полотно «Распутица» (1894 год, Волгоградский музей изобразительных искусств) также прекрасно характеризует душевное состояние живописца в последние годы. Прекрасный на первый взгляд зимний пейзаж, оставляет впечатление одиночества и пустоты, а чёрный санный след на тракте передает безысходный мотив неотвратимого конца.

Алексей Кондратьевич Саврасов, стоявший у самых истоков национального пейзажа, умер 26 сентября 1897 года в отделении для бедных Городской больницы Москвы №2. Неделю спустя, Левитан опубликовал в газете «Русские ведомости» статью, посвященную памяти мастера. В ней он назвал своего любимого педагога первым «лириком» отечественной живописи. Именно Саврасов сумел запечатлеть на холсте поэзию и красоту русской природы, пронизанную неземным светом, передав через нее образ своего народа и любимой им Родины.